Фома Аквинский - О смешении элементовФома Аквинский
О СМЕШЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ
1. Многие сомневаются относительно способа существования элементов в смешанном 
теле (соединении).
2. Некоторые полагают, что субстанциальные формы элементов сохраняются, тогда 
как активные и пассивные качества элементов, изменяясь, некоторым образом 
переходят в промежуточное состояние1 ; ибо если бы формы не продолжали 
существовать, то, по-видимому, имело бы место уничтожение элементов, а не их 
смешение (соединение).
3. Напротив, если бы субстанциальная форма смешанного тела была по отношению к 
материи актом, которому не предпосланы формы простых тел, тогда простые тела 
утратили бы природу элементов; ибо элемент есть то, из чего нечто составлено 
прежде всего, что присутствует в нем и является по своему виду неделимым2 ; ведь 
если удалить субстанциальные формы [элементов], смешанное тело не будет 
образовано из простых тел таким образом, чтобы они сохранялись в нем.
Но невозможно, [чтобы формы элементов сохранялись при наличии субстанциальной 
формы смешанного тела]. Ведь одна и та же материя не может усвоить формы 
различных элементов, и если субстанциальные формы элементов сохраняются в 
смешанном теле, то они должны быть в разных частях материи. Но материя не может 
иметь разные части, если в материи не примысливается количество; ведь если 
устранить количество, субстанция остается неделимой, как это ясно показано в 
первой книге Физики3 .
Физическое тело составлено из материи, которая является носителем количества, и 
субстанциальной формы, присоединяющейся к ней. Поэтому различные части материи, 
которые являются носителями форм [различных] элементов, по существу представляют 
собой несколько тел. Однако невозможно, чтобы [в смешанном теле] одновременно 
присутствовали многие тела. Тогда в каждой части смеси не будут находиться все 
четыре элемента, и следовательно, будет не истинная смесь, а только кажущаяся, 
как в случае, когда тела, не воспринимаемые ввиду своей малости, собраны вместе4 
.
4. Далее, всякая субстанциальная форма предполагает особое предрасположение 
(dispositio) в материи, без которого она не может существовать; поэтому 
изменение предшествует возникновению и уничтожению. Но предрасположение, 
требуемое формой огня, и то, которое требуется формой воды, не могут находиться 
в одной и той же материи, поскольку именно в отношении таких предрасположений 
огонь и вода противоположны. Действительно, противоположности не могут 
присутствовать в одном и том же. Поэтому невозможно, чтобы в одной и той же 
части смешанного тела были субстанциальные формы огня и воды. Если же возникло 
смешанное тело, а субстанциальные формы элементов при этом сохраняются, то 
значит, это не истинная смесь (vera mixtio - соединение), а только кажущаяся, 
как если бы части, неразличимые вследствие своей малости, были помещены вблизи 
друг друга.
5. Некоторые люди, желая избежать обоих аргументов, впадают в большие 
затруднения.
6. Ведь чтобы отличить смешение элементов от их уничтожения, они говорят, что 
субстанциальные формы элементов действительно как-то сохраняются в смеси 
(соединении). Но чтобы не быть вынужденными допустить, что это - кажущаяся смесь 
(mixtio ad sensum), а именно истинная (mixtio secundum veritatem), они 
утверждают, что формы элементов не сохраняются в соединении в своей целости, но 
переходят в некоторое промежуточное [состояние]; ведь они говорят, что формы 
элементов допускают большую и меньшую степень и относятся одна к другой как 
противоположности. А так как это явно противоречит общепринятому мнению и словам 
Философа, который говорит в Категориях5 , что субстанция не имеет 
противоположного и что она не допускает большей и меньшей степени, то эти люди 
заходят еще дальше и говорят, что формы элементов наименее совершенны изо всего, 
как ближайшие к первоматерии; следовательно, формы элементов находятся 
посередине между субстанциальной и акцидентальной формами. Таким образом, коль 
скоро они близки к природе акцидентальных форм, они могут допускать большую и 
меньшую степень6 .
7. Однако это положение невероятно по многим причинам.
8. Во-первых, поскольку это вообще невозможно - быть чем-то средним между 
субстанцией и акциденцией, ибо тогда было бы среднее между утверждением и 
отрицанием. Ведь природа акциденции в том, что она находится в субъекте, а 
природа субстанции в том, что она не находится в субъекте. Субстанциальные же 
формы суть в материи, а не в субъекте: ведь субъект есть нечто индивидуальное 
(hoc aliquid). Субстанциальная форма есть то, что создает нечто индивидуальное, 
а не предполагает его.
9. Подобным образом, нелепо говорить, что существует нечто промежуточное между 
вещами, не принадлежащими к одному и тому же роду; ведь промежуточное и 
противолежащие края, [для которых оно является промежуточным], должны 
принадлежать к одному и тому же роду, как доказывается в десятой книге 
Метафизики7 . Поэтому не может быть среднего между субстанцией и акциденцией.
10. Далее, для субстанциальных форм элементов невозможно допускать большую и 
меньшую степень. Ведь всякая форма, которая допускает большую и меньшую степень, 
акцидентально делима, поскольку субъект может участвовать в ней в большей или 
меньшей степени. В отношении того, что делимо существенно (per se) или 
акцидентально, бывает непрерывное движение, как это явствует из шестой книги 
Физики. Например, в отношении количества и места, которые существенным образом 
(per se) делимы, бывает перемещение, а также рост и убыль; а в отношении 
качеств, наподобие теплого или белого, допускающих большую и меньшую степень, - 
[качественное] изменение. Таким образом, если формы элементов допускают большую 
и меньшую степень, возникновение и уничтожение элементов будет непрерывным 
движением. Но это невозможно. Ведь непрерывное движение существует только для 
трех родов, а именно количества, качества и места, как доказано в пятой книге 
Физики8 .
11. Далее, всякое различие в субстанциальной форме приводит к изменению вида. 
Однако в том, что допускает большую и меньшую степень, то, что больше, 
отличается от того, что меньше, и в известном смысле противоположно ему, как в 
случае более и менее белого. Тогда, если бы форма огня допускала большую и 
меньшую степень, созданное в случае большей степени и созданное в случае меньшей 
степени отличалось бы по виду, и это была бы не одна и та же форма, но разные. 
Об этом и Философ говорит в восьмой книге Метафизики, а именно, что как в числах 
вид изменяется благодаря прибавлению или вычитанию9 , так же обстоит дело и с 
субстанциями.
12. Надлежит, следовательно, найти другое объяснение, посредством которого может 
быть удостоверено, что смесь является истинной и что при этом элементы не 
разрушаются полностью, но некоторым образом сохраняются в смешанном теле.
13. Будем считать, что активные и пассивные качества элементов противоположны 
друг другу и допускают большую и меньшую степень. Из этих противоположных 
качеств, допускающих большую и меньшую степень, может быть образовано 
промежуточное качество, которое причастно природе каждого из крайних; таковы, 
например, серое, лежащее между белым и черным, и теплое, лежащее между горячим и 
холодным. Таким образом, когда совершенства элементарных качеств ослабевают, из 
них образуется некоторого рода промежуточное качество, характеристическое 
качество смешанного тела, которое различно в разных соединениях согласно 
различным пропорциям составляющих; это-то качество и есть особое 
предрасположение к форме смешанного тела (соединения), тогда как элементарное 
качество - предрасположение к форме простого тела (элемента). Поэтому, подобно 
тому как крайности находятся в промежуточном, которое участвует в природе обеих, 
так и качества элементов находятся в качестве, характеристическом для смеси. 
Качество простого тела отлично от самой субстанциальной формы, но действует 
благодаря способности (in virtute) субстанциальной формы, - иначе только тепло 
нагревало бы. Однако субстанциальная форма своим действием не переводится в 
актуальное состояние: ведь ничто не действует так, чтобы его действие выходило 
за пределы определенного его видом.
14. Вот таким образом способности (virtutes) субстанциальных форм простых тел 
сохраняются в телах смешанных. Поэтому формы элементов присутствуют в 
соединениях не актуально, но виртуально; это именно и говорит Философ в первой 
книге О возникновении и уничтожении: Элементы не сохраняются актуально в смеси 
(соединении), как тело или белый цвет, но и не уничтожаются ни один из них, ни 
они оба; ибо сохраняется их способность (virtus)10 .
Примечания
1 Подобного рода концепции придерживался Авиценна, который в своем комментарии 
на Физику (глава 10 книги 1) Аристотеля (лат. пер. под названием Sufficientia), 
а также в комментарии на его трактат О возникновении и уничтожении (кн. 1) 
доказывал, что субстанциальные или сущностные формы соединяющихся элементов 
сохраняются в смеси неизменными, и только качества элементов изменяются и 
ослабляются. Противоположные качества сочетаются в complexio, или промежуточном 
качестве. [Complexio - это качество, которое получается в результате 
взаимодействия и взаимного претерпевания четырех противоположных первичных 
качеств, присущих элементам. Перемешаны мельчайшие частицы этих элементов, так 
что каждый находится в наитеснейшей связи с другими. Их противоположные 
способности либо подавляют [противника], либо подавляются, пока не будет 
достигнуто качество, однородное для всего целого; это и есть суммарное качество 
(complexio) (Canon, I, 1, 3, 1; цит. по: A Source Book in Medieval Science, ed. 
by E.Grant. Cambrigde, 1974. P. 717). Приведем для сравнения русский перевод 
этого отрывка: Натура есть качество, возникающее от взаимодействия 
противоположных качеств, когда они останавливаются у некоего предела. Эти 
качества существуют в малых частицах элементов для того, чтобы наибольшее 
количество каждого элемента вошла в соприкосновение с наибольшим количеством 
другого. Когда они воздействуют своими силами друг на друга, из совокупности их 
возникает качество, сходное с ними всеми, т.е. натура (Абу Али Ибн Сина 
(Авиценна). Канон врачебной науки. Книга I. Ташкент, 1954. С. 11)]. Новые 
суммарные или промежуточные качества не производят новой субстанциальной формы в 
новообразованном соединении. Они подготавливают материю смешанного тела к 
получению новой субстанциальной формы, которая сообщается непосредственно 
подателем форм (dator formarum) - Деятельным Умом (Интеллектом). Эта новая 
субстанциальная форма просто добавляется к четырем субстанциальным формам 
элементов, которые уже имеются в смеси. Свойства или акциденции смешанного тела 
в конце концов определяются этой новой субстанциальной формой.
2 Ср. Аристотель. Метафизика, V, 3; 1014 а 26-27; Элементом называется 
первооснова вещи, из которой она слагается и которая по виду неделима на другие 
виды (Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 148).
3 Аристотель. Физика, I, 2; 185 b 2-4. Если сущее будет и сущностью 
[субстанцией], и количеством, сущих будет два, а не одно; если же оно будет 
только сущностью [субстанцией], то оно не может быть бесконечным и вообще не 
будет иметь величины, иначе оно окажется каким-то количеством (Аристотель. Указ. 
соч. Т. 3. М., 1981. С. 63).
4 В данном случае каждый элемент - а смесь составляют четыре элемента - будет 
полностью сохранять свою самотождественность и представлять собой совершенно 
обособленную от других трех элементов часть смеси. Таким образом, смесь будет 
состоять из четырех элементов, никоим образом не соединившихся друг с другом. 
Значит, это не есть истинная смесь или соединение.
5 Аристотель. Категории, 5; 3b 24: Сущностям свойственно и то, что им ничего не 
противоположно (Аристотель. Указ. соч. Т. 2. М., 1978. С. 59); 3b 34; Сущность 
... не допускает большей и меньшей степени (Там же. С. 60).
6 Аргумент, кратко изложенный в данном параграфе, был выдвинут Аверроэсом (De 
caelo, III, comm. 67). По его мнению, интенсивность и качеств (акциденций), и 
субстанциальных форм составных элементов снижается в соединении. А ослабленные 
формы смешиваются и составляют новую форму смешанного тела (forma mixti). Чтобы 
это не входило в противоречие с аристотелевской концепцией неизменности 
субстанциальных или сущностных форм, Аверроэс утверждал, что формы элементов не 
являются в действительности субстанциальными формами, а занимают среднее 
положение между субстанцией и акциденцией и потому могут испытывать усиление 
(интенсификацию) и ослабление.
7 Аристотель. Метафизика, 10, 7; 1057 a 20: Все промежуточное принадлежит к тому 
же самому роду, что и то, промежуточное чего оно есть (Аристотель. Указ. соч. Т. 
1. М., 1975. С. 266).
8 Аристотель. Физика, V, 1; 225 b 9: Необходимо должны существовать три [типа] 
движения: [движение] качества, количества и в отношении места (Аристотель. Указ. 
соч. Т. 3. М., 1981. С. 163).
9 Обосновывая, почему определение есть некоторого рода число, Аристотель, в 
частности, говорит: И так же как если от числа отнять или к нему прибавить 
что-то из того, из чего оно состоит, оно уже не будет тем же числом, хотя бы 
была отнята или прибавлена даже самая малая величина, точно так же определение и 
суть бытия вещи не будут теми же самыми, если что-нибудь будет отнято или 
прибавлено (Аристотель. Метафизика, VIII, 3; 1043 b 35-1044 a 2; Аристотель. 
Указ. соч. Т. 1. М., 1975. С. 228).
10 Аристотель. О возникновении и уничтожении, I, 10, 327 b 24-31: Смешиваемые 
вещи не остаются в действительности так, как тело и белый цвет, но и не 
уничтожаются ни одна их них, ни обе, потому что сохраняется их сила 
[действовать] (Аристотель. Указ. соч. Т. 3. М., 1981. С. 414).